КОММЕНТАРИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГА ОЛЕГА РЫБИНА, СВЯЗАННЫЙ С РАССМОТРЕНИЕМ ПРОЕКТА ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

28.04.2014


26 марта 2014 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении проект Закона «О порядке подготовки документации по планировке в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга».  После этого по содержанию документа посредством СМИ было дано множество комментариев специалистами разного профиля, в том числе содержащих следующие тезисы:

 

- об отсутствии в Проекте целей и задач подготовки документации по планировке территории, состава документации по планировке территории;

- об отказе в проведении публичных слушаний при подготовке документации по планировке территорий;

- о несоответствии Проекта требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- об отсутствии в проекте закона положений, связанных с регулированием полномочий Правительства Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территорий.

 

С целью предоставления достоверной информации о содержании законопроекта считаю необходимым заявить о несостоятельности данных комментариев и разъяснить позицию Комитета по градостроительству и архитектуре.

Проектируемый закон имел своей целью упорядочить и конкретизировать процедуры подготовки документации по планировке территории, общий порядок подготовки которой установлен статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи законопроектом:

- определены исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, обеспечивающие принятие решения, подготовку, проверку и утверждение документации по планировке территории,

- установлены юридические и физические лица, которые могут быть инициаторами подготовки документации по планировке территории,

- установлены основания для принятия решения о подготовке документации,

- установлены сроки принятия решений, а также основания для отказа в принятии решения о подготовке документации,

- определены основания, в соответствии с которыми уполномоченные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивают подготовку документации по планировке территории.

Содержание законопроекта определяется предметом его регулирования, иные отношения, возникающие при подготовке документации по планировке территории, подлежат регулированию в рамках иных нормативных правовых актов. В этой связи, комментарии не связаны с содержанием законопроекта.

Законопроектом прямо предусмотрено, что подготовленная документация по планировке территории до ее утверждения подлежит обсуждению на публичных слушаниях, что позволяет реализовать один из основных принципов градостроительной деятельности, предусматривающий участие граждан в осуществлении указанной деятельности.

Однако отношения, возникающие при проведении публичных слушаний, регулируются иным законом Санкт-Петербурга, что исключает необходимость дублирования норм, регулирующих порядок проведения публичных слушаний в рассматриваемом законопроекте.

Что касается положений проекта в части особенностей подготовки документации по планировке территории линейных объектов регионального значения, размещение которых предусмотрено Генеральным планом Санкт-Петербурга, то необходимо особо обратить внимание, что нормы проекта полностью соответствуют статье 45 Градостроительного кодекса РФ с учетом статьи 28 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное проведение публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.

Таким образом, толкование норм проекта как ограничивающих права граждан на участие в публичных слушаниях при реализации инженерных и  транспортных проектов, не соответствует содержанию проекта.

Любой закон субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, относящийся к системе законодательства о градостроительной деятельности, не может противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В этой связи законом Санкт-Петербурга не могут быть установлены цели и задачи подготовки документации по планировке территории, отличные от установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Законом не могут быть установлены критерии и требования по территориям, поскольку в отношении всей территории Санкт-Петербурга может и должна разрабатываться документация по планировке территории, особенности которой определяются требованиями к ее разработке в зависимости от конкретной территории.

Роль жителей и общественности можно рассматривать в контексте процедуры подготовки документации по планировке территории в том случае, если они являются субъектами процесса подготовки документации, и закон предусматривает такую возможность. Участие же общественности и жителей в осуществлении градостроительной деятельности обеспечивается путем проведения публичных слушаний по градостроительной документации. Это норма федерального закона, подтвержденная сложившейся судебной практикой.

Состав и содержание документации по планировке территории не является предметом регулирования данного закона, при этом законопроектом прямо предусмотрено полномочие Правительства Санкт-Петербурга определять условия подготовки документации по планировке территории путем установления требований к ее подготовке.

С учетом изложенного, опубликованные комментарии свидетельствуют о недостаточном знании вопросов, связанных с подготовкой документации по планировке территории в целом, и действии данного закона, в случае его принятия, в частности. Так, одним из экспертов высказывалось мнение о том, что проект закона закрепляет неэффективную, по его мнению, процедуру подготовки документации по планировке территории, в то время как данная процедура четко прописана Градостроительным кодексом и не может быть изменена в региональном законодательстве. Другой эксперт рекомендовал не принимать закон, так как в нём нет понятий «проект планировки квартала» и «детальной планировки», но этих понятий нет и в федеральном законодательстве. Третий эксперт делал вывод о несоответствии закона федеральному законодательству, тогда как закон прошёл правовую экспертизу Юридического комитета Правительства города.

Несмотря на обилие подобных комментариев, Комитет по градостроительству и архитектуре рассчитывает на профессионализм депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и конструктивный диалог с компетентными специалистами в рамках деятельности рабочей группы по подготовке проекта закона ко второму чтению.

 

 

Председатель

Комитета по градостроительству и архитектуре-

главный архитектор Санкт-Петербурга                                         ОЛЕГ РЫБИН

Назад